Семейное благополучие –
приоритет Отрады! Центр социальной помощи семье и детям

Эффективные технологии телефона доверия

В течение последних лет наблюдается динамическое развитие и совершенствование социальных технологий, ориентированных на укрепление семьи, на сохранение ребенка в семье, на гармонизацию детско-родительских отношений. Оказание экстренной психологической помощи детям, подросткам и их родителям по телефону не нова и для наших социальных учреждений, но открытие детского телефона доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей – поручение ответственное.

Служба экстренной психологической помощи по телефону в нашей области имеет 7 линий в круглосуточном приеме звонков со всей территории Свердловской области. Обращения клиентов финансируется фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках общенациональной информационной кампании 2010 года по противодействию жестокому обращению с детьми для оказания своевременной экстренной психологической помощи детям, подросткам и их родителям. Основные функции этой технологии работы это информирование, экстренная психологическая помощь и психологическое консультирование населения.

Введение единого общероссийского номера детского телефона доверия подразумевает:

- создание и поэтапное развитие служб экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков с целью обеспечения доступности данной услуги для каждого ребенка независимо от места его проживания;

- обучение специалистов служб, их методическое сопровождение, которое позволит удовлетворять потребности клиентов и сформирует процесс раннего выявления проблем детей различного возраста на областном уровне.

Отделение экстренной психологической помощи по телефону – это оперативная служба социально-психологической помощи с использованием телефонной коммуникации; достаточно мобильная и позволяющая в сжатые сроки оказать помощь большому числу обратившихся людей. Ее характеристики: гуманистическая направленность в работе, установление глубоких доверительных отношений с позвонившим, оказание помощи «здесь» и «теперь». При этом собственно помощью являются как устанавливаемые в ходе телефонного контакта диалоговые отношения с позвонившим, так и действия, предпринимаемые телефонным консультантом в целях изменения состояния собеседника и решения его проблем. Телефонное консультирование - один из видов комплексной психологической помощи, включающий психологическое консультирование, элементы психотерапии, информирование клиента и организацию иных видов помощи.

На основе многолетней работы специалистов на телефоне доверия был разработан классификатор обращений. В основу кодирования был положен принцип фиксации значимых для защиты прав ребенка проблем. На основе классификатора ведется статистический учет обращений, дающий представления о том, с какими проблемами отделение работает. Классификатор содержит 14 разделов:

1. суицид

2. семейная проблематика

3. требующие защиты прав ребенка

4. отношения со сверстниками

5. проблемы взаимоотношения полов

6. беременность/аборт

7. проблемы сексуальной сферы

8. здоровье детей и подростков

9. переживание травмы

10. учебные проблемы и проблемы профессионализации

11. проблемы социальной адаптации

12. проблемы принятия себя

13. правовые вопросы защиты прав детей

14. взаимоотношения со службой «телефон доверия»

Помимо психологической помощи консультанты оказывают и информационную поддержку.

Телефон доверия – проводник ребенка в социальном пространстве, в котором он плохо ориентируется. Проще узнать по телефону, чем у папы с мамой спрашивать, поскольку мама с папой занятые люди или контакт в семье нарушен, да и не всякий вопрос задашь родителям в 14 лет. У телефона доверия очень много ролей: он и проводник, и наставник для маленьких детей, потому что у родителей не получается иногда с ребенком поработать, позаниматься, поиграть или они ушли из дома, ребенку страшно, одиноко. А еще телефон доверия – посредник между родителями и детьми, потому что он объясняет одной стороне другую и работает на сплочение семьи. Зачастую такая служба является единственным каналом, по которому ребенок может заявить о своей беде независимо от родителей и других взрослых, особенно если это касается фактов физического или психологического насилия, жестоко обращения, нарушения прав ребенка или пренебрежения его нуждами.

Любой человек, оказавшийся в трудной ситуации имеет право воспользоваться им для получения психологической помощи и консультации.